В отделении средне профессионального образования по ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ при ИИСиДО Кыргызского национального аграрного университета им К. И. Скрябина 21.11.2024г был открытый урок на тему: Этикет. Деловой речевой этикет.
По предмету Риторика. 1-курс. Группа ПОВТиАС – 1 – 24.
Преподаватель: Кулбачаева Н.К.
Организационный момент
— Здравствуйте, ребята!
— Сегодня у нас будет необычный урок – игра. Мы познакомимся основными аспектами этикета
— Но, сперва давайте вспомним ключевые моменты нашего предмета
Вопросы:
Чему учит нас дисциплина Риторика?
Риторика – « ораторское искусство » — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, мировоззрение и красноречие.
Что такое коммуникация?
Коммуникация – процесс передачи информации от одного человека к другому по разным каналам связи посредством общей системы знаков. Иными словами обмен информацией между двумя и более речевыми субъектами, наличие общей системы знаков.
Что такое вербальная коммуникация?
— вербальная коммуникация – общение с другим человеком посредством речи. Это может быть диалог, монолог, выступление человека на большую или маленькую аудиторию. Она является основной при общении между людьми помимо других невербальных способов общения ( жестов, мимики, походки, позы )
Что такое не вербальное общение?
— Невербальное общение — это передача информации с помощью «языка тела»: мимики, взгляда, жестов или прикосновений. Невербальное общение дополняет, опровергает, замещает и регулирует речь.
Кто такой адресат и кто такой адресант?
— Адресат – лицо или организация, кому адресовано почтовое отправление «получатель».
— Адресант – лицо или организация, посылающие почтовое отправление «отправитель»
После проверки ключевых тем, мы переходим к изучению домашнего задания
Студентам было задано 4 вопроса. Студенты должны были разделится на 4 группы и каждая группа должна была подготовить маленькую сцену, что бы передать суть темы.
1 вопрос: Твой адресат – бабушка. Твоя коммуникативная задача загладить вину перед ней.
2 вопрос: Твой адресат – мама. Твоя задача «подготовить» её к родительскому собранию.
3 вопрос: Твой адресат – родители друга. Твоё коммуникативное намерение – упросить их отпустить товарища (подругу) на выходные дни к тебе на дачу.
4 вопрос: Твой адресат – директор спортивной школы. Твоя задача – убедить его принять тебя в секцию.
Ребята с энтузиазмом подготовили домашнее задание. Все 4 группы заработали отличные оценки.
Новая тема
Этикет – это французское слово (etiquette)
Первоначально оно обозначало бирку, ярлык на одежде, а потом при царском дворе придумали и внесли правила поведение при царском дворе.
В нём говорилось о правилах поведения мужчин и женщин по отношении друг другу. О соблюдении правила этикета.
Сегодня этикет обозначает правила поведения культурного человека.
Эти правила мы должны соблюдать, чтобы отражать культуру поведения и культуру общения.
А когда мы говорим об речевом этикете, мы имеем ввиду культуру речевого этикета то есть правило вежливого общения между людьми.
Студентам предоставлен видео – урок
После просмотра видео урока студенты делятся на 4 группы и продемонстрируют речевой этикет при общении друг с другом.
Многие правила этикета связаны с речевой деятельностью: они предусматривают: что, как, кому, где, когда мы должны сказать.
Например воспитанный человек непременно поздоровается при встрече, обязательно поблагодарит за оказанную ему услугу.
Это правила речевого этикета.
Другие правила этикета относятся к неречевой сфере. Например, воспитанный юноша встаёт, когда в комнату входит женщина.
А когда в комнату заходит мужчина в обязательном порядке снимают головной убор, но этот этикет не относится к женщинам. Женщины в комнате могут не снимать головной убор.
Студентам предоставлен видео – урок
После просмотра видео урока студенты вступают в дискуссию.
Домашнее задание:
Студентам предоставляется текст «благодарность».
Как можно выразить благодарность:
— одногруппнику, который дал вам почитать интересную книгу?
— бабушке, угостившей вас вкусным пирожком?
— пассажиру, уступившему вам место?
— другу за поддержку в трудной ситуации?
Ребята, это вам домашнее задание прошу подготовится с большим энтузиазмом.
А теперь, давайте вспомним о чём мы сегодня говорили?
До свидания, урок окончен.
Благодарю всех присутствующих, и всех кто участвовал в дискуссии.